Воспоминания о Шриле Прабхупаде
09.04.10 12:18

"Back to Godhead", февраль-март 1982

Самые драгоценные моменты моей жизни

Бомбейский д.м.н. получил титул "большой глупец" и полюбил его.

Dr. Chaturbhai P. Patel


Было раннее, около 5:30, зимнее бомбейское утро среди ровных песков Джуху Бич, когда мы встретились впервые. Я прогуливался с друзьями (их звали Babubhai, Bhanubhai и Chandubhai) с северного края побережья на южное, прямо напротив отеля "Sun-n-Sand"; рассеивалась темнота ночи, святая фигура санньяси возникла в поле моего видения. Им оказался Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Он шел с группой учеников навстречу нам, с юга на север, футах в двадцати от нас. Как только я увидел его, мои ноги сами развернулись к нему, друзья последовали за мной. И надо же! Он также повернул навстречу. Мы встретились как раз посередине.

И я, и мои друзья были Вайшнавами (преданными Кришны), родились в Вайшнавских семьях и были с детства обучены выказывать почтение и кланяться святому, санньяси или садху. Итак, мы припали к его стопам - все мы - один за другим. Он положил свою благую руку мне на голову и спросил о моем имени, профессии, и так далее. Я отвечал очень почтительно. С побережья мы, присоединившись к процессии, повернули к храму*; с этого времени мы стали узнавать друг друга все больше, становясь ближе и ближе друг другу.

Я получил западное образование и был под сильным впечатлением от современных методов обучения. Так что с первой встречи я начал спорить с ним, иногда глупо, а иногда по системе и логично. Первым определением, которое я получил от него, было: "Ты мудха, большой глупец". Подумав о своей уважаемой в обществе докторской степени, полученной в одном из известнейших в мире университетов, я начал смеяться, он присоединился и рассмеялся также. Вскоре мы стали очень близки.





Много подобных случаев предоставляли нам возможность узнавать друг друга все лучше и зарождали все большую любовь между нами. Он был для меня праведником, почитаемым святым, а я для него - муддхой, большим глупцом. Но он столь нежно любил меня, что если не видел в один из дней среди песков Джуху Бич, то настойчиво расспрашивал обо мне.
Нескольких наших первых встреч естественно переросли в сат-сангу (духовное общение) все на том же побережье. Каждый день мы с друзьями присоединялись к его открытым и добрым разговорам о превосходстве бхакти-йоги (преданого служения) и атма-видьи (самоосознания). Дискутируя с ним, я получал мой спецэпитет "муддха" и "мошенник", и мы оба начинали смеяться от избытка сердца. Так мы и проводили дни на Джуху Бич, пока были в Бомбее.

Я, как уже упоминал, родился в ортодоксальной Вайшнавской семье, и где-то с 10-11 лет был обучен ежедневно подниматься до четырех утра, принимать омовение, произносить молитвы Кришне, читать Бхагавад-Гиту, поливать священное деревце Туласи, а потом заниматься йогой и пранаямой, поддерживая тело и ум в порядке. До сегодняшнего дня это осталось моим ежедневным расписанием, а мне пошел семидесятый год.
До этих разговоров со Шрилой Прабхупадой на побережье Джуху я, откровенно говоря, не принимал и не понимал истинную суть Гиты. Вскоре я стал почетным членом движения Харе Кришна, получил копию «Бхагавад-Гиты как она есть» и начал изучать ее... смакуя. Я сравнивал комментарии Шрилы Прабхупады с комментариями великого Вайшнава-ачарьи Рамануджи и находил их поистине равными, параллельными один другому.


Шрила Прабхупада, истинный святой и ачарья

И вот во мне развились огромное почтение, любовь и преданность этому святому, йогу, ачарье. Я видел, что его повседневная жизнь отражала Бхагавад-Гиту, великую песнь Кришны, и я испытывал сильное чувство разлученности, когда он уходил с Джуху и лишал меня сат-санги. Я страстно ждал его приезда в Бомбей и продолжал расспрашивать преданных о нем. Время, когда он бывал здесь, было для меня величайшей возможностью в жизни. Мы вели добрые разговоры, прогуливались не спеша - и обменивались резкими аргументами в полюбовных спорах; я регулярно получал свои эпитеты «муддха» и «мошенник».
Не все дни были мирным дрейфом. Случались порывы горячих аргументов и маленькие перебранки, конечно, с почтением к нему с моей стороны, и предложением любви ко мне с его. На следующий день я, вместо привычной прогулки по пескам, уводил друзей с его пути, чтобы он не смог увидеть меня. Придя на место своих обычных прогулок, ища меня и не находя, он начинал допытываться: «Где д-р Патель?» Кто-нибудь показывал ему, где я сидел (скорее скрывался) – и подумать только! – он направлялся ко мне со своей шеренгой преданных. Я чувствовал себя пристыженным, немедленно вскакивал и бежал к нему. Я падал к его стопам, и он благословлял меня. Что он был за святой! Для него не было друзей или врагов: все были равны. Поистине божественная личность!




Однажды я попросил его благословить мой дом его благими стопами, совершить санкиртану (совместное воспевание Харе Кришна) и принять прасадам (освященную пищу) со всеми преданными храма Джуху. Он охотно согласился. Милость его посещения освятила мой дом. Истинный преданный Господа Кришны и истинный представитель Бога; в его присутствии все мы чувствовали, будто присутствовал и Господь Кришна. Таковы благословения истинного преданного Господа Кришны.
Иногда я отправлялся наведаться в его квартиру при храме, сопровождал его из храма на Джуху Бич, а потом провожал обратно в храм. Это стало принято, когда бы он ни был в Бомбее. Однажды я пришел в его квартиру рано утром, он был еще в постели. Слуга не впустил меня, даже в гостиную.

Пока я разговаривал со слугой, он должно быть поднялся и услышал мой голос. Он произнес: «Это д-р Патель? Д-р Сахиб, заходи сюда, в комнату». Я вошел. Он лежал в кровати, перебирая четки. Кровать была полностью под москитным пологом. Я коснулся его благих стоп и встал у края кровати. Он пригласил присеть рядом с ним. Я не мог, он был святой. Он сказал: «Хочу открыть тебе секрет». И что же это был за секрет? «Послушай, - сказал он, - в предыдущем рождении мы были братьями».

Я сказал: «Я не знаю».

«Разве ты не видишь, - ответил он, - как мы привязаны друг к другу. Ты пришел так рано из дому повидать меня, а я ждал твоего прихода».

Я стоял потрясенный, молча. Я подчинился.

Однажды он спросил мое полное имя. Я ответил: "Chaturbhai Purushottamdas Patel".

Он сказал: "Патель - это твоя фамилия, означает, что ты сын деревенского главы". - "Да". - "Затем, твое отчество - Пурушоттамдас, слуга Пурушоттамы, Господа Кришны". Я согласился.

"И имя твое должно быть Чатурбхуджананд, "радость четырехрукого Господа, Вишну", а не Чатурбхай".

"Нет. Я Чатурбхай, чатур значит "умный", а бхай - "брат". Мое имя значит "ваш умный брат".

И мы взорвались хохотом, я был его умным братом в его предыдущем рождении, а теперь считал себя его инициированным учеником, неисправимым преданным Господа Кришны и Его инкарнаций.

Шрила Прабхупада был санньяси и ачарья, а я был состоявшийся грихастха, живущий дома, но по его милости мой ум остановился у стоп Господа Кришны.

Каждые три года в лунный календарь, чтобы привести его в соответствие с солнечным, вставляется дополнительный месяц. Согласно астрономическим вычислениям в тот год священный Шравана был месяцем, который наступал дважды (этот добавочный месяц все время приходится на разные времена года – прим. пер.). Первая часть двойного месяца называется Пурушоттама-маса, и преданные Господа Кришны соблюдают его в посте, молитвах и чтении Шримад-Бхагаватам. Последний день этого месяца была сомавата-амавасйа, очень благоприятный период. В этот день рано утром все религиозные люди омываются в море, реке или священном озере.

Я предложил, чтобы в этот благоприятный день Шрила Прабхупада окунулся в море, со мной и другими. Он сразу же согласился. Мы запланировали пойти к морю со сменой одежды, омыться и переодеться. Он сопровождал нас, но уже на кромке воды кто-то отговорил его, - не так давно у него было плохо с сердцем. Он задержался и не пошел в воду. Он обдумывал и потом вдруг попросил меня набрать воды в ладонь и полить ему на голову. Он сказал: «Это так же благоприятно, как омовение в этот благоприятный день». Очень благоразумно он нашел компромисс, и я подчинился. Он был доволен. Я коснулся его стоп и чувствовал удовлетворение, омывшись с ним в море в очень благоприятный день.

И так у меня было довольно возможностей получать его сат-сангу, и в храме, и во время наших прогулок на побережье. Ему нравилось сидеть в моей машине и нравилось, что я возил его в храм. Это была наша ежедневная программа. Я касался его стоп, оставлял его в храме и ехал домой или на работу в мою клинику.

Он знал бенгали, а я знал гуджарати. Иногда я спрашивал его на гуджарати, и хорошо понимая меня, он отвечал на бенгали, который я также мог понять. Он не мог говорить на гуджарати, а я не говорил на бенгали, но мы могли очень хорошо понимать друг друга. Так что иногда мы разговаривали так.

Один из молодых санньяси Прабхупады прозвал нас с Чандубхаем "майор Домо" - мы действительно доминировали среди всех преданных. Я рассказал Прабхупаде, и он сам стал говорить так. В конце концов в нашем присутствии он обратился так и к этому санньяси, "майор Домо", и мы все рассмеялись. Шрила Прабхупада был так аристократичен и так непосредственен, как ребенок.

Я не могу забыть эти самые драгоценные для меня моменты общения со Шрилой Прабхупадой. В жизни врача, полной событиями, они стали лучшим временем. Он исправил и освятил каждую пядь моей жизни. Он выбрал меня быть братом из его прошлого - и это величайшее благо для меня.
* Храм ИСККОН в столице Индии сегодня посещают ок. 10 000 человек ежедневно.

Сайт о столице Индии рассказывает о нескольких достопримечательных храмах, среди которых Шри Шри Радха-Расабихари мандир

Впервые Шрила Прабхупада увидел землю, на которой расположен храм Харе Рама Харе Кришна, когда он отправился в дом Сумати Морарджи. Тогда там были просто джунгли. Ему так понравилось место, что он стал молиться Господу, что если он как-то получит эту землю, то построит здесь прекрасный храм. По милости Господа эта земля и была предложена ИСККОНу в 1971. Началось строительство, и храм был открыт 14 января 1978, на макара шакранти

Шри Шри Радха-Расабихари мандир - официальный сайт храма



Этот разговор между Шрилой Прабхупадой и д-ром Пателем произошел в марте 1974




Шрила Прабхупада: Если хочешь поклоняться Кришне, ты должен поклоняться Ему непосредственно, а не через полубогов – например, если ты хочешь есть, ты отправляешь еду в рот, не в прямую кишку (смеется).

Др. Патель: Но есть способ питания через прямую кишку...

Шрила Прабхупада: Чтобы питаться, есть одно отверстие – рот. Ты не можешь говорить, что поскольку в теле столько отверстий, любое подойдет.

Д-р Патель: Это не настоящий аргумент...

Шрила Прабхупада: Поклонение полубогам – авидхи-пурвакам (непригодно).

Д-р Патель: Но через них можно поклоняться Господу.

Шрила Прабхупада: Нет. Каждый – часть и частица Господа, но не так, что каждый является Богом. Это правильное понимание. Каждое отверстие моего тела – это часть моего тела, но пища принимается только через это (показывает на рот), не через другое.

Д-р Патель: Можно давать питание через вену.

Шрила Пабхупада: Но это не правильный путь. Он авидхи-пурвакам.

Д-р Патель: Но в Бхагавад-Гите Кришна Сам говорит: «Поклонение девам (полубогам) – это поклонение Мне».

Шрила Пабхупада: Нет, нет. Кришна говорит:

ye ‘py anya-devatä-bhaktä
yajante sraddhayänvitäm
te ‘pi mäm eva kaunteya
yajanty avidhi-pürvakam

"Поклонение полубогам – это сева (служение) Мне, но оно авидхи-пурвакам, не должное". До этого Он сказал: mat-sthäni sarva-bhütäni na cähaà teñv avasthitam

Д-р Патель: Могли бы вы перевести?

Шрила Прабхупада: «Все связано со Мной, но Я не являюсь всем этим». Никто не может существовать без Кришны, но это не значит, что всё – это Кришна.

Д-р Патель: Но здесь нет ничего иного, кроме Кришны.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Na cähaà teñv avasthitam: «Я не являюсь всем этим».

Д-р Патель: Я читал в Бхагавате сегодня, всё эманирует из Кришны; даже дживы (души) – это части и частицы Кришны.

Шрила Прабхупада: Это не значит, что Кришна – джива.

Д-р Патель: Ничто не может существовать без Кришны.

Шрила Прабхупада: Это правильно. Все - это материальная энергия, но это не значит, что земля – это море. Это нонсенс. Или скажешь, что земля и море – одно и то же?

Д-р Патель: Да.

Шрила Прабхупада: Это нонсенс.

Д-р Патель: Это не нонсенс, и я дам вам аргумент. Я отвечу вам как ученый. Разбив на атомы,..

Шрила Прабхупада: Ты не большой ученый. Нет, нет, нет! Я не могу принять эту бессмыслицу. Если ты говоришь, что море и земля – это одно и то же, это полная бессмыслица.

Д-р Патель: Это нонсенс в этих обстоятельствах, но...

Шрила Прабхупада: В любых обстоятельствах, в любых обстоятельствах. Мы соглашаемся, что земля и море порождены материей, но ты не можешь сказать: земля – это море, а море – земля. Ты не можешь сказать так.

Д-р Патель: Вы могли бы пояснить?

Шрила Прабхупада: Все - материя, это так.

Д-р Патель: Это так; я это и хотел сказать.

Шрила Прахупада: Это я принимаю. Но трудность с майавади (имперсоналистами) в том, что они не признают многообразие.

Д-р Патель: Материя создана из майи (материальной энергии). Так что мы все майавади, вы и я, поскольку мы говорим о майе. Ничто не может произойти без энергии Господа.

Шриал Прабхупада: Это правильно. Но ты не можешь избежать разнообразия. В твоем теле есть голова, рука и так далее. Всё в теле, но если я укажу на руку и спрошу, что это, а ты ответишь: "Это мое тело", это бессмыслица.

Д-р Патель: Как это может быть бессмыслицей?

Шрила Прабхупада: Это бессмыслица. Это голова, это рука, это нога (показывает на разные части тела)...

Д-р Патель: И все вместе - это тело.

Шрила Прабхупада: Это называется единство в разнообразии.

Д-р Патель: Могу я сказать?

Шрила Прабхупада: Да, - но ты не можешь сказать, что голова и нога - одно и тоже, ты не можешь сказать так.

Д-р Патель: Могу теперь я сказать? Когда это тело создавалось в утробе...

Шрила Прабхупада: Я знаю, оно было сначала комком. Но позже оно стало неоднородным.

Д-р Патель: Или взять пример семечка. В семечке заключено целое баньяновое дерево. Упанишады дают этот пример, из маленького семечка вырастает большое баньяновое дерево...

Шрила Прабхупада: Это правильно.

Д-р Патель: Так что семечко реально. И это семя - Кришна. Поэтому всё есть Кришна.

Шрила Прабхупада: Опять "всё есть Кришна". Опять та же бессмыслица, та же бессмыслица. Кришна говорит. "Я не являюсь этим всем" (mat-sthäni sarva-bhütäni na cähaà teñv avasthitam).

Д-р Патель: Na ca mat-sthäni bhütäni. Кришна поправляет себя в следующей шлоке.

Шрила Прабхупада: Это не исправление. Глупцы просто не могут понять. Кришна очень четок: "Хотя всё существует во Мне, Я сам не являюсь этим всем".

Д-р Патель: И всё же "Всё существует во Мне".

Шрила Прабхупада: Да. Вот например, этот отель (показывает на отель неподалеку), в нем столько мебели, столько комнат. Но если ты скажешь, что всё это - отель, это бессмыслица.

Д-р Патель: Но без мебели не будет отеля, без комнат не будет отеля...

Шрила Прабхупада: (другим) Это человек небольшого интеллекта.

Д-р Патель: Я такой, какой есть.

Шрила Прабхупада: Да. Если ты говоришь, что мебель - - это отель, это небольшой интеллект.

Д-р Патель: Но если вы вынесете мебель, отель уже не будет отелем.

Шрила Прабхупада: Это правильно, но ты не можешь говорить, что мебель - это отель...

Д-р Патель: Но это тоже аргумент.

Шрила Прабхупада: Это бессмысленный аргумент: "Отель - это мебель". Ты не можешь говорить, что все - это отель. "Мебель - это отель, швейцар - это отель, еда - это отель". Что это такое? Должно быть многообразие.

Д-р Патель: Мы стараемся откопать семя древа многообразия.

Шрила Прабхупада: Но ты не знаешь, как дерево проявляется. Поэтому у тебя небольшой интеллект.

Д-р Патель: У меня очень небольшой интеллект. Дерево проявляется из семечка.

Шрила Прабхупада: Это правильно. Это каждый знает. Но когда дерево вырастет, ты не скажешь, что листья - это тоже семечко, фрукты - тоже семечко, ствол - тоже семечко. Это бессмыслица.

Д-р Патель: Это то, что говорят Веды...

Шрила Прабхупада: Нет, Веды этого не говорят.

Д-р Патель: Вы понимаете по-своему, а я по-своему.

Шрила Прабхупада: Как ты можешь говорить, что всё одно? Есть многообразие. Эта философия называется ачинтья-бхеда-абхеда-таттва: Бог одновременно един со всем и отличен от всего. Это философия Чайтаньи.

Д-р Патель: Это такая философия?

Шрила Прабхупада: Да. Возьмем тот же пример: вода - материя, и земля тоже материя. Как материя они одно, но вода отлична от земли, а земля от воды. Одновременно едины и отличны. Просто ты мыслишь abheda (в единстве). Это твой недостаток.

Д-р Патель: Нет, нет. Я пытаюсь понять вашу bheda (отличие) также, но для меня абхеда сейчас важнее.

Ширла Прабхупада: Значит, ты невысокого интеллекта.

Д-р Патель: Я не собираюсь становиться глупее. Почему невысокого? (смеется)

Шрила Прабхупада: Тебе надо прийти к такому пониманию, что в абхеде (единстве) есть бхеда (разнообразие). Это очень просто. Моя рука неотлична от моего тела, но при этом моя рука - это не мое тело. Даже ребенок может понять. Но ты не смиренный; поэтому не можешь понять.

Д-р Патель: Нет. (настойчиво) Я очень смиренный. Но я не могу принять без понимания. Меня так обучали в школе.

Шрила Прабхупада: Поскольку ты не подчиняешься, ты не понимаешь.

Д-р патель: Но я не буду подчиняться без понимания.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Tad viddhi-pranipätena. Pranipäta: прежде всего ты должен предаться.

Д-р Патель: Я pranipäta. Вы не думаете, что я не почтителен к вам? Если вы так думаете, пожалуйста, простите меня.

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Это не вопрос непочтения. Но нет полного предания. Ты думаешь, что знаешь лучше меня.

Д-р Патель: Я не думаю так.

Шрила Прабхупада: Да.

Д-р Патель: Нет, нет. Если вы так думаете, я не буду разговаривать, с завтрашнего дня.

Шрила Прабхупада: Нет-нет.

Д-р Патель: Я хочу учиться.

Шрила Прабхупада: Это очень хорошо. Тогда не говори, просто слушай; это будет благоприятно.

Д-р Патель: Но если мне не говорить...

Шрила Прабхупада: Нет, просто слушай; не говори. Это будет почтительно.

Д-р Патель: А когда я захочу вас спросить, что делать?

Шрила Прабхупада: У тебя привычка, как только я начинаю говорить, ты немедленно отвечаешь, не слушая. Поэтому ты не понимаешь.

Д-р Патель: А каким образом я буду спрашивать? Вы показываете мне путь...

Шриал Прабхупада: Просто слушай сначала.

Д-р Патель: Хорошо, буду слушать.

Шриал Прабхупада: Просто будь терпеливым. Затем, если не понимаешь, спрашивай. Не думай: "Я знаю лучше него, поэтому буду говорить". Так ты никогда не поймешь.

Д-р Патель: Хорошо... если вы уйдете с мыслью, что я так думаю, вы будете неправы.

Шрила Прабхупада: У тебя привычка думать так.

Д-р Патель: Да, у меня привычка, но я очень почтителен к вам. Не говорите, что я непочтителен.

Шрила Прабхупада: Нет-нет, я знаю, что...

Д-р Патель: Думая, что я непочтителен к вам...

Шрила Прабхупада: Я всего лишь говорю о твоих недостатках.

Д-р Патель: Это правильно. Я готов исправлять их. Но если я не буду побуждать вас, вы будете молчать. Как мне вас побуждать?

Шрила Прабхупада: Задай вопрос, я отвечу из шастр (писаний). Любой ребенок может понять, если спросить "Что это?" - "Рука", "Что это?" - "Голова", "Что это?" - "Нога". Разве он скажет: "Тело"? Так что ты отвечаешь даже хуже ребенка.

Д-р Патель: Ну вот я такой. Какой есть.

Шрила Прабхупада: Да. Арджуна вначале спорил, а когда увидел, что это бесполезно, то сказал Кришне: "Теперь я предаюсь Тебе". Это необходимо.

Д-р Патель: Но вы настолько тяжелы и тверды.

Шрила Пабхупада: Я должен быть тяжелым. Весь мир падает перед этой философии майавады. Поэтому я очень твердый. Я не иду ни на какие компромиссы с этими мошениками майавади. Нет. Никогда этого не сделаю. Даже если не воспитаю ни одного ученика, я буду доволен, но никогда не пойду на компромисс с этими мошенниками. Я не могу. Если я создам одну луну, мне не нужно много звезд. Это принцип моего гуру махараджа; мне не нужно много звезд. Это был принцип моего гуру махараджа, и это мой принцип. В чем польза от множества глупцов и мошенников? Если один поймет правильно, он сможет освободить весь мир.

 
Rambler's Top100

Повторяйте Харе Кришна и будьте счастливы!

© 2010 Самарское общество сознания Кришны. Все права защищены.

Design by: webmaster@krishna-samara.ru